Бинди

Особый знак на лбу в виде точки, который женщины используют в качестве украшения. Бинди не является принадлежностью только последователей индуизма, Веды рекомендуют всем замужним женщинам наносить бинди.

Бинди переводится с санскрита как «капля» и является благоприятным знаком, который символизирует чистоту помыслов и сознания, благополучие и процветание.

Бинди могут быть больших или маленьких размеров. Для обозначения бинди также используются такие термины, как синдур, кастури или кумкум — в зависимости от используемых веществ. Красная бинди обозначает семейный т.е. замужний статус женщины, хотя на юге Индии ношение бинди является обязательным также для девочек и незамужних девушек.

Гопи-дотс

Очаровательный точечный узор на лице, отражающий внутреннее состояние и настроение души.

Милые юные гопи (пастушки) украшали свои нежные лица, чтобы доставить удовольствие своему возлюбленному. Соревнуясь в мастерстве, с каждым днём они придумывали всё более новые и необычные рисунки.

И сейчас девушки наносят себе на лица гопи-дотс и идут прославлять Святое Имя, доставляя таким образом огромное удовольствие господу Кришне, благодаря чему их жизнь наполняется совершенством.

Гопи-дотс может украшать не только лицо, но также любую часть тела и им могут себя украшать не только девушки.

Дхоти

Вид традиционной мужской одежды, распространённый в Южной и Юго-Восточной Азии, в частности в Индии. Представляет собой прямоугольную полосу ткани длиной 2—5 м, обёртываемую вокруг ног и бёдер с пропусканием одного конца между ног. Обычно при этом используется белая или одноцветная ткань, иногда украшенная орнаментом по краю. В надетом виде напоминает узкие шорты или короткие шаровары.

Мехенди

Искусство росписи тела с помощью пасты из листьев хны. Традиция мехенди зародилась на территории стран Ближнего Востока. Это очень естественный, натуральный и безопасный способ украсить свое тело.

Мехенди в основном использовалось во время празднования помолвок и свадеб. За два-три дня до свадьбы родственницы невесты собирались в ее доме для церемонии, когда руки и стопы невесты украшались рисунками из хны. В честь таких особенных событий наносились самые сложные рисунки. Считалось, что они приносят удачу в новой жизни девушки, которая выходит замуж.

В ожидании, пока высохнет мехенди, невеста может расслабиться перед свадебной суетой. У нее есть несколько часов, чтобы очиститься от всех сомнений и получить последние наставления перед вступлением в семейную жизнь.

Церемония мехенди — это очень радостное мероприятие, которое собирает вместе друзей и родственников невесты. По своей сути он чем-то напоминает наши предсвадебные девичники.

Непосредственно процесс нанесения хны похож на выведение рисунка глазурью на торте. Здесь используется специальный конусовидный тюбик, из которого равномерно выдавливается паста — измельченные листья, цветки и стебли хны, смешанные с горячей водой. Перед тем, как наносить рисунок, желательно смазать кожу эвкалиптовым маслом или соком лимона.



После того, как паста высохнет, ее аккуратно удаляют, а на коже остается красновато-коричневый рисунок. Чем дольше вы оставите пасту на руках, тем темнее будет рисунок и тем дольше он будет держаться. Для наилучшего результата сушить мехенди нужно не менее семи часов. Различные оттенки можно получить путем смешивания пасты с индиго, чаем, кофе, гвоздикой, лимоном, сахаром и различными маслами.

Множество рисунков для мехенди можно найти и в книгах, и в интернете. Отличительная черта индийского мехенди – это тонкие линии с кружевным или цветочным орнаментом.

Вот некоторые основные элементы и их значения:

  • павлин (национальная птица Индии),
  • цветок лотоса (национальный цветок Индии),
  • Бог Ганеша (здоровье, защита от зла),
  • бутон (новая жизнь, любовь),
  • цветки и листья (плодородие, изобилие),
  • вьющийся стебель (любовь, защита от дурного глаза),
  • мандала (мудрость, духовное просветление).

Рисунок сохраняется примерно в течение недели, а потом начинает постепенно светлеть. Хорошего качества мехенди остается на коже до 10 дней.

Хотя этой старой традиции и около 5000 лет, но она никогда не утрачивает своей актуальности и всегда очень популярна среди молодежи. В современном мире мехенди популярно и в День святого Валентина, и на различных приемах, девичниках и даже на простых вечеринках. В своем новом воплощении мехенди возведен в статус боди-арта, искусства украшать тело, в своем роде модного аксессуара.

Сари

Представляет собой цельный кусок ткани, особым образом обернутый вокруг тела и является традиционной женской одеждой на Индийском субконтиненте. Ширина сари обычно около метра, а его длина доходит до 4,5-9, а иногда и до 12 метров.

Считается, что Сари — самая древняя женская одежда. Ее история уходит корнями в историю Цивилизации долины Инда, которая процветала в 2800-1800 годах до нашей эры на территории современных Индии и Пакистана.

Сбоку вдоль всего полотна сари проходит бордюр — это нижний край с узором (узор может быть вышит, выткан, нанесен красками, в дорогих сари – украшен полудрагоценными камнями). Бордюров может быть и два — сверху и снизу, а может и не быть вовсе, если цель женщины – сосредоточить всё внимание окружающих на её украшениях.

Носится сари с блузой, известной как чоли или равика, и нижней юбкой. В традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности.

В Индии Сари — не просто вид одежды, но особая традиция, образ жизни, демонстрирующий изящество индийских женщин. Большинство индианок носит сари каждый день своей жизни, и этот предмет традиционной одежды отражает не только верность традициям и богатой культуре, но и личность женщины, носящей его. Многие мужчины находят индианок грациозными и соблазнительными именно благодаря сари, которые они носят.

Цвета сари могут быть самые разные. В древности женщины носили только однотонные сари, выкрашенные соком растений, иногда добивались плавного перехода от бледного цвета к более насыщенному. Затем, когда была освоена техника росписи, появились настоящие произведения искусства. Сари переливались всеми цветами радуги.

Некоторые цвета имеют определённое значение в индийской культуре. Например, вдовы должны были ходить только в простом белом сари без украшений. Если женщина родила ребёнка, то по традиции в течение семи дней должна была носить желтый наряд. Свадебное сари в основном изготавливается красным с богатой золотой вышивкой. Зеленый — цвет ислама, синее сари — для женщин из низших каст. Но сейчас мало кто придерживается такой цветовой символики. Главное — чтобы было красиво.

Изготовление сари — сугубо мужская работа, ведь кто же лучше мужчин знает, как должна выглядеть красивая женщина. На изготовление качественного наряда у двух ткачей может уйти около семи месяцев. Красят и вышивают сари тоже мужчины.

На первый взгляд кажется, будто все сари одинаковы, но на самом деле существует бесчисленное множество их разновидностей, каждый штат славится своим неповторимым способом производства. Самые дорогие — бенаресские шелковые сари, которые производят в городе Варанаси. Они отличаются высоким качеством и богатым рисунком по всему полю. Часто их вышивают золотой или серебряной нитью. Бенаресское сари — не на каждый день. Его надевают на свадьбу или другой торжественный случай. Этот наряд придаёт его обладательнице величественный, элегантный вид.

Индийская женщина среднего достатка имеет в своём гардеробе более ста нарядов на все случаи жизни. Конечно, это удовольствие не из дешевых: от 600 до 30000 рупий (1 доллар = около 45 рупий). Потраченных денег никогда не жалко — хорошее сари не полиняет и не износится, его передают из поколения в поколение.

О сари можно говорить ещё очень долго. Но лучше всего его просто примерить, и тогда оно само всё вам расскажет.

Тилака

Священный знак, который последователи Вед наносят глиной, пеплом, сандаловой пастой или другим веществом на лоб и другие части тела. Виды тилаки служат опознавательным знаком, говоря о принадлежности к той или иной религиозной традиции. Тилака может наноситься ежедневно или только в особых случаях.

Различные направления на востоке используют разные материалы для изготовления тилаки и различные формы её наложения. Вайшнавы используют глину из священных рек или святых мест паломничества. Они накладывают тилаку в форме двух вертикальных линий, соединяющихся вместе между бровями, символизируя таким образом стопу Вишну.